Читать онлайн: ОТВЕТЫ на Вопросы и задания по всеобщей истории 9 класс параграф 23 гос. учебника 2025 / 2026 § 23. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости по учебнику Мединского. Код материалов: Всеобщая история 9 Ответы к §23.
ОТВЕТЫ к §23. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости
Вопросы по параграфу 23
❓ на странице 256. Исходя из рисунка, как вы думаете, за что особенно чтят этого политика?

- Ответ: Политика Доминго Фаустино Сармьенто особенно чтят за его вклад в образование. Он считал повсеместное образование условием построения подлинно демократического общества, за что и получил почётное прозвище Учитель.
❓ на странице 257. Каковы причины Мексиканской революции?
- Ответ: Причинами Мексиканской революции 1910─1917 гг. был протест против диктатуры П. Диаса и необходимость решения земельного вопроса.
❓ на странице 259. В чём причины экономического отставания стран Латинской Америки?
- Ответ: Причинами экономического отставания были специализация на роли поставщиков сырья и сельскохозяйственной продукции для мирового рынка, что тормозило развитие промышленности, а также сохранение архаичных черт в сельском хозяйстве, таких как крупные землевладения (латифундии) и пеонаж.
❓ на странице 259. Как вы думаете, почему Э. Золя сказал: «Франция расстреливает Максимилиана», ведь его расстреляли мексиканцы?
- Ответ: Э. Золя, вероятно, имел в виду, что ответственность за гибель Максимилиана Габсбурга лежит на Франции, которая, организовав интервенцию в Мексику и затем отозвав войска, оставила своего ставленника без поддержки, что и привело к его расстрелу.
❓ на странице 260. Каковы причины вмешательства иностранных государств во внутренние дела стран Латинской Америки?
- Ответ: Основными причинами вмешательства были долговые обязательства латиноамериканских стран, которые служили поводом для применения силы, а также стремление западных держав и США к получению политических и экономических уступок.
❓ на странице 261. Как русский дипломат оценивает «доктрину Монро»? Какие перспективы её дальнейшего применения он видит?
- Ответ: Русский дипломат оценивает «доктрину Монро» как инструмент, который США применяют только в свою пользу, не допуская вмешательства других в дела Америки, но сами стремятся вмешиваться в дела Европы и Азии. Он предполагает, что такая политика готовит «сюрпризы» в будущем.
❓ на странице 261. Какие цели преследовали США в Латинской Америке?
- Ответ: США преследовали цели установления контроля над будущим каналом между океанами, достижения господства на местных рынках и приобретения удобных опорных пунктов в бассейне Карибского моря. Для этого они использовали «политику большой дубинки», открытое вмешательство и организацию переворотов.
❓ на странице 262. Каковы причины Испано-американской войны?
- Ответ: Причинами войны стали планы США на стратегические выгоды от овладения испанскими колониями в связи со строительством Панамского канала, а также поддержка американскими владельцами сахарных плантаций антииспанского восстания на Кубе, поскольку их не устраивали высокие пошлины.
Вопросы и задания на стр. 262
1. Какие черты были характерны для политического развития Латинской Америки в XIX в.?
Для политического развития Латинской Америки в XIX веке были характерны хрупкость конституционного строя, частая смена конституций, военные перевороты и установление диктатур. Ключевой чертой был каудильизм — система власти, основанная на клановых группировках вокруг лидера-каудильо, что делало обычной практикой мятежи и путчи.
2. В чём выражалась зависимость латиноамериканских государств от крупных стран Запада? Приведите примеры.
Зависимость выражалась в экономической специализации на роли поставщиков сырья (например, «банановые республики» или «медная» Чили) и в политическом вмешательстве, включая «дипломатию канонерок». Например, за спиной Чили в «селитряной войне» стояла Англия, а США неоднократно устраивали интервенции и перевороты, как при создании «республики Панама».
3. Какие цели преследовали в Латинской Америке Соединённые Штаты Америки?
США преследовали цели экономического господства на местных рынках и установления политического контроля над стратегическими территориями, такими как зона будущего Панамского канала. Для этого они использовали «политику большой дубинки», открытое вмешательство и поправку Рузвельта к «доктрине Монро», которая наделяла их «правом» вооружённого вмешательства.
4. Сравните цели и способы вмешательства развитых государств Запада во внутренние дела стран Азии, Африки и Латинской Америки. Какие общие черты и различия можно выделить?
Общей чертой было стремление к экономической эксплуатации и политическому контролю, часто под идеологическими лозунгами. Различие заключалось в формах: в Латинской Америке, особенно со стороны США, широко применялись «дипломатия канонерок», организация переворотов и провозглашение сфер влияния (доктрина Монро), в то время как в Азии и Африке чаще устанавливался прямой колониальный контроль.
5. Проанализируйте картину Э. Мане «Расстрел императора Максимилиана». Какие три группы людей можно на ней увидеть и что каждая из них означает? В какую форму одеты солдаты и почему? Как вы думаете, почему картину запретили выставлять во Франции? В какую эпоху в истории Франции было написано это произведение и какие предположения о политических взглядах его автора можно сделать на основании картины?
На картине изображены три группы: приговорённый к расстрелу император Максимилиан с двумя верными генералами, солдаты-расстрельная команда и толпа зрителей за стеной. Солдаты одеты в форму мексиканской армии, что подчёркивает, что казнь была осуществлена местными властями, а не французами. Картину запретили во Франции, потому что она напоминала о позорном провале авантюры Наполеона III в Мексике. Картина написана во времена Второй империи во Франции, и критическое изображение этого события позволяет предположить оппозиционные взгляды автора по отношению к режиму Наполеона III.
6. Подготовьте сообщение на тему «Неудавшийся император» о судьбе Максимилиана Габсбурга и об обстоятельствах французской интервенции в Мексику. Какие типы источников вы использовали при подготовке сообщения?
Максимилиан Габсбург был ставленником Франции, провозглашённым императором Мексики в 1861 году после интервенции, начатой под предлогом взыскания долгов. Когда Франция отозвала войска, он был свергнут и расстрелян в 1867 году. При подготовке сообщения можно использовать текстовые источники (ноты, мемуары, газеты того времени), визуальные источники (карикатуры, картины, как работа Э. Мане) и материалы исторических исследований.
7. Используя карту 7 (Приложение) и дополнительные источники информации, составьте таблицу вооружённых вторжений США в чужие страны, в которой укажите: а) год; б) страну; в) причину агрессии.
Используя текст документа и дополнительные источники, можно составить таблицу, включив в неё, например:
- Год: 1898. Страна: Испания (война за Кубу, Филиппины). Причина: Стремление США установить контроль над испанскими колониями.
- Год: 1903. Страна: Колумбия/Панама. Причина: Обеспечение контроля над зоной строительства Панамского канала.
- Год: 1914-1917. Страна: Мексика. Причина: Вмешательство в ход Мексиканской революции для защиты американских интересов.
- Год: 1915-1934. Страна: Гаити. Причина: Установление финансового и политического контроля.
—
❓ Работаем с хронологией. Расположите в хронологической последовательности события: 1) Мексиканская революция; 2) Испано-американская война; 3) «нота Драго»; 4) французская интервенция в Мексику.
Правильная хронологическая последовательность: 4) французская интервенция в Мексику (1861-1867), 2) Испано-американская война (1898), 3) «нота Драго» (1902), 1) Мексиканская революция (1910-1917).
❓ Работаем с источником.
❓ 1. Сравните два документа. На что (какие доводы, аргументы) ссылается каждый из них? Есть ли противоречия между этими доводами? 2. Есть ли различия в трактовке ими «доктрины Монро» и в чём они заключаются?
1. Драго ссылается на принципы международного права и суверенного равенства государств, утверждая, что взыскание долгов не должно быть поводом для вооружённой интервенции. Рузвельт ссылается на «обязанности международной полицейской державы» и «ответственность» латиноамериканских стран, оправдывая вмешательство. Их доводы противоречат друг другу: Драго защищает суверенитет, а Рузвельт обосновывает право сильного.
2. Драго трактует «доктрину Монро» как защиту полушария от европейского вмешательства. Рузвельт же перетолковывает её как право США на одностороннее вмешательство в дела соседних стран под предлогом поддержания порядка.
❓ Работаем с понятиями. Раскройте смысл понятия «дипломатия «большой дубинки»». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.
«Дипломатия «большой дубинки»» — это политика открытого вмешательства и демонстрации военной силы для достижения своих целей, проводимая США в отношении латиноамериканских государств в начале XX века. Конкретизирующим историческим фактом может служить многократная оккупация Доминиканской Республики американской морской пехотой в 1902-1916 годах.
Ответ на главный вопрос параграфа
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему страны Латинской Америки оказались в зависимости от Запада?
Страны Латинской Америки оказались в зависимости от Запада из-за экономической отсталости и политического давления.
— Во-первых, их экономика была интегрирована в мировой рынок лишь как поставщик сырья («банановые республики», «медная» Чили), что препятствовало промышленному развитию. Во-вторых, развитые державы, особенно США, активно использовали вооружённые интервенции («дипломатия канонерок», «политика большой дубинки») и организацию переворотов для защиты своих экономических и стратегических интересов в регионе.
Вы смотрели: ОТВЕТЫ на Вопросы и задания по всеобщей истории к учебнику Мединского для 9 класса §23. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости. Код материалов: Всеобщая история 9 Ответы к §23.
