Читать онлайн: ОТВЕТЫ на Вопросы и задания по всеобщей истории 8 класс 25 гос. учебника 2025 / 2026 § 25. Османская империя и Иран из учебника Мединского. Код материалов: Всеобщая история Ответы к §25.
Ответы к §25. Османская империя и Иран
Вопросы по параграфу 25
Вопрос на странице 173: Почему в Османской империи проведение реформ сталкивалось с огромными трудностями?
Проведение реформ в Османской империи сталкивалось с огромными трудностями из-за сопротивления влиятельных внутренних сил, прежде всего янычар, которые с оружием в руках выступали против любых преобразований, особенно военных. Кроме того, реформаторы были изолированы от общества, не готового к западным достижениям, а попытки перемен противоречили официальной идеологии и интересам разных общественных слоев, включая улемов (мусульманских правоведов и богословов).
Вопрос на странице 173: Почему Восточный вопрос был важен для европейских держав?
Восточный вопрос был важен для европейских держав, так как связан с их соперничеством за влияние на Ближнем Востоке в условиях ослабления Османской империи. Россия стремилась получить выход к Чёрному морю и поддерживала христианские народы, Австрия хотела расширить владения на Балканах, а Англия и Франция добивались торговых привилегий и контроля над турецкими рынками, опасаясь усиления России.
Вопрос на странице 174: Почему в начале XVIII в. Иран пришёл в упадок?
В начале XVIII века Иран пришёл в упадок из-за сокращения доходов от международной торговли, так как развитие морских путей вокруг Африки снизило значение сухопутных путей через Иран. Шахская казна беднела, шахи повышали налоги, разоряя крестьян, что привело к ослаблению центральной власти, мятежам и захвату территорий афганцами и Турцией.
Вопрос на странице 175: Почему власть Надир-шаха оказалась непрочной?
Власть Надир-шаха оказалась непрочной из-за роста налогов, вызвавшего недовольство населения, и попыток объединить шиитов и суннитов, что настроило против него духовенство. Потеряв поддержку даже собственных родственников и приближённых из-за репрессий и недоверия, Надир-шах был убит в результате заговора, лишившись опоры в обществе.
Вопрос на странице 176: Что такое «Большая игра» и почему ареной для неё стал именно Иран?
«Большая игра» — это геополитическое соперничество между Британской империей и Россией за влияние и господство на Востоке. Ареной для неё стал Иран из-за его выгодного географического положения на подступах к Индии, Средней Азии и Кавказу, а также из-за стремления шахов к реваншу против России и готовности Англии поддерживать антирусские настроения, поставляя оружие и инструкторов.
Вопросы и задания на стр. 177
1. Какие реформы пытались проводить турецкие султаны в XVIII — начале XIX в.?
Турецкие султаны в XVIII — начале XIX веке пытались проводить, в первую очередь, военные реформы, направленные на создание боеспособных войск по европейскому образцу. Эти попытки включали модернизацию артиллерии с помощью европейских специалистов, а также параллельные перемены в экономике (развитие мануфактур) и системе образования (открытие типографий, перевод европейских трудов).
2. Какие силы и почему противились проведению реформ в Османской империи?
Главной силой, сопротивлявшейся реформам, были янычары, которые с оружием в руках выступали против любых преобразований, особенно угрожавших их привилегиям. Также реформы тормозились влиятельными мусульманскими правоведами и богословами (улемами), считавшими кощунственным заимствование европейских достижений.
3. Что такое Восточный вопрос?
Восточный вопрос — это комплекс международных проблем второй половины XVIII — начала XX века, связанных с ослаблением Османской империи. Он включал соперничество европейских держав за влияние на Ближнем Востоке и подъём национально-освободительной борьбы подвластных османам христианских народов.
❓ Работаем с хронологией.
Расположите в хронологической последовательности события…
Правильная хронологическая последовательность событий:
1) начало Эпохи тюльпанов в Османской империи (1718—1730)
2) приход к власти Надир-шаха в Иране (1736)
3) начало правления Керим-хана в Иране (1760)
4) начало реформ Селима III в Османской империи (1789).
❓Работаем с источником.
Почему военные походы Надир-шаха, сначала столь успешные, привели не к обогащению страны благодаря огромной военной добыче, а к росту налогов?
Несмотря на огромную добычу, например, из похода в Индию, казна быстро опустошалась из-за непрерывных и затяжных новых войн, которые вел Надир-шах. По свидетельствам современников, неудачные походы и постоянная нужда в деньгах для армии заставляли шаха нарушать свои обещания и вводить тяжёлые налоги, разорявшие население.
❓ Работаем с понятиями.
Объясните происхождение и смысл понятия «Восточный вопрос». Почему это понятие относят только к Османской империи, а не ко всем странам Востока?
Понятие «Восточный вопрос» возникло в европейской дипломатии и политике и относилось конкретно к Османской империи, поскольку она, будучи огромной, но слабеющей державой, контролировала стратегически важные проливы и Балканы. Именно распад Османской империи и судьба её территорий создавали сложный узел международных противоречий, что и составляло суть Восточного вопроса, в то время как другие восточные страны не имели такого глобального геополитического значения для Европы.
Ответ на главный вопрос параграфа
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему Османская империя и Иран, столь могущественные в XVII в., в XVIII — начале XIX в. ослабли и попали под влияние европейских держав?
Османская империя и Иран ослабли и попали под влияние европейских держав из-за внутреннего кризиса и военно-технического отставания. Во-первых, в обеих империях ослабла центральная власть, столкнувшаяся с сопротивлением внутренних сил (янычары, улемы в Турции; мятежи, усобицы после смерти Надир-шаха в Иране). Во-вторых, их армии уступали лучше вооружённым и обученным европейским армиям, а попытки военных реформ наталкивались на сильное внутреннее противодействие. В-третьих, их выгодное географическое положение сделало их ареной соперничества европейских держав (России, Англии, Франции), стремившихся к расширению своего влияния.
Вы смотрели: ОТВЕТЫ на Вопросы и задания по всеобщей истории к учебнику Мединского для 8 класса §25. Османская империя и Иран. Код материалов: Всеобщая история Ответы к §25.
