Читать онлайн: ОТВЕТЫ на Вопросы и задания по всеобщей истории 8 класс 26 гос. учебника 2025 / 2026 § 26. Индия: утрата независимости из учебника Мединского. Код материалов: Всеобщая история Ответы к §26.
Ответы к §26. Индия: утрата независимости
Вопросы по параграфу 26
❓ на странице 180. Каковы отличительные черты развития индийских государств в XVIII в.?
- На обломках империи Великих Моголов возникли новые самостоятельные княжества, как мусульманские, так и индусские, которые формально признавали верховенство падишахов. Эти княжества различались по размерам, некоторые из них процветали экономически и были сильны в военном отношении, но при этом вели непрерывные войны между собой и с внешними врагами.
❓ на странице 181. В чем состояли слабые стороны французской политики в Индии?
- Дела Французской Ост-Индской компании велись непоследовательно, процветало взяточничество, а королевское правительство постоянно вмешивалось в её дела и не придавало своим восточным владениям большого значения. В результате Франция обладала более слабым флотом и меньшими денежными средствами по сравнению с Англией, а на переговорах часто уступала ключевые позиции в Индии в обмен на уступки в европейских делах.
❓ на странице 182. Какие черты английской политики в Индии нашли отражение в этом изображении?
- Изображение чиновника Ост-Индской компании на слоне символизирует власть и господство британской администрации над индийскими территориями. Этот образ подчеркивает, что англичане, управляя Индией, использовали местные символы статуса и власти, интегрируясь в существующие структуры для укрепления своего контроля.
❓ на странице 183. Почему индийские князья не объединились в борьбе против англичан?
- Индийские князья не объединились, так как изначально не воспринимали англичан как главную угрозу и видели в них лишь одного из сильных соперников, с которым выгоднее было заключить союз против соседа. Кроме того, англичане умело использовали вражду между индийскими правителями, разжигали между ними рознь и заключали сепаратные договоры, раскрывая коалиции.
❓ на странице 184. Почему Майсуру почти 40 лет удавалось противостоять натиску англичан?
- Майсуру удавалось долго противостоять благодаря талантливым правителям Хейдару Али и Типу Султану, которые провели военные и административные реформы, реорганизовали армию с помощью французских инструкторов и пытались создавать антианглийские коалиции. Однако в конечном счете противодействие соседних княжеств, предательство знати и военное превосходство англичан привели к поражению Майсура.
Вопросы и задания на стр. 185
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Кого из двух военачальников художник представляет как главное действующее лицо? Какими способами он это показывает?
Вопрос требует обращения к иллюстрации, которой нет в предоставленном тексте. На основе распространённых исторических трактовок можно предположить, что художник, вероятно, представляет главным действующим лицом британского военачальника Роберта Клайва. Это могло бы быть показано через его центральное расположение на картине, уверенную позу, направление взглядов других персонажей на него, а также через использование света и цвета, чтобы выделить его фигуру.
2. К каким последствиям привело ослабление власти Великих Моголов?
Ослабление власти Великих Моголов привело к распаду империи на множество самостоятельных княжеств, которые непрерывно воевали между собой. Это политическое дробление и междоусобицы создали благоприятные условия для вмешательства европейских держав, в первую очередь Англии и Франции, в борьбу за контроль над Индией.
3. Какие этапы можно выделить в истории покорения англичанами Индии?
Можно выделить три ключевых этапа: первый — англо-французское соперничество, завершившееся победой Англии, особенно после битвы при Плесси (1757 г.). Второй этап — установление господства Ост-Индской компании через сбор налогов (с 1765 г.) и подчинение княжеств. Третий этап — военное подавление наиболее сильных противников, таких как Майсур, чьё сопротивление было сломлено к концу XVIII века.
4. Почему ни одно из индийских государств XVIII в. не смогло объединить под своей властью Индию, как это в своё время сделали Великие Моголы?
Индийские государства не смогли объединить Индию из-за постоянной вражды и соперничества между собой, а также отсутствия единства перед лицом внешней угрозы. Например, маратхи были ослаблены внутренними конфликтами, а правители других княжеств, такие как Типу Султан, не могли создать прочную антибританскую коалицию, так как соседи отказывались с ним сотрудничать и даже предавали его.
5. Как было организовано управление английскими владениями в Индии?
Управление английскими владениями осуществлялось через Ост-Индскую компанию, во главе которой стоял Совет и генерал-губернатор. Территории делились на провинции под управлением британских чиновников, а на местах использовались индийские советники. Многие княжества сохраняли формальную независимость, но лишались права вести самостоятельную внешнюю политику и содержать армии, становясь вассалами Компании.
❓ Работаем с хронологией.
Расположите в хронологической последовательности события: 1) голод в Бенгалии; 2) разорение Дели Надир-шахом; 3) правление в Майсуре Типу Султана; 4) битва при Плесси.
Правильная хронологическая последовательность: 2) разорение Дели Надир-шахом (1739 г.), 4) битва при Плесси (1757 г.), 1) голод в Бенгалии (1769—1770 гг.), 3) правление в Майсуре Типу Султана (1782—1799 гг.).
❓ Работаем с источником.
Прочитайте отрывок из текста, написанного в 1716 г. Рамачандрой Пантом Аматьей, министром одного из индийских государств, и ответьте на вопросы.
1. Какие основные черты политики европейцев в Индии отмечает Рамачандра Пант?
Рамачандра Пант отмечает, что европейцы действуют не как простые купцы, а как агенты своих государств, стремящиеся к захвату земель, укреплению своей власти и распространению своего влияния. Он подчёркивает их амбициозность, упрямство и нежелание покидать захваченные территории.
2. Предположите, кому и с какой целью мог быть адресован этот текст.
Этот текст, скорее всего, был адресован индийскому правителю или высшей знати с целью предупредить их об истинных, завоевательных намерениях европейцев. Его цель — убедить власти ограничить деятельность европейцев только торговлей и не позволять им создавать укреплённые опорные пункты, чтобы предотвратить будущую угрозу.
❓ Работаем с понятиями.
Объясните происхождение и смысл понятия «сипаи». Почему англичане активно использовали войска сипаев?
Сипаи — это индийские солдаты, нанимавшиеся на службу в войска европейских колониальных держав, в основном Англии. Англичане активно использовали сипаев, потому что такие войска были дешевле содержать, чем перевозить армии из метрополии, а также потому, что сипаи хорошо знали местные условия, что давало значительное военное преимущество.
Ответ на главный вопрос параграфа
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему сравнительно малочисленным англичанам удалось завоевать огромную и густонаселённую Индию?
Англичанам удалось завоевать Индию благодаря сочетанию военно-технического превосходства и умелой политики «разделяй и властвуй». Они использовали междоусобную борьбу индийских княжеств, заключая временные союзы и натравливая их друг на друга. Кроме того, важную роль сыграли сипайские войска, которые составляли основу их военной силы в регионе, и слабость их главных европейских конкурентов, в первую очередь Франции.
Вы смотрели: ОТВЕТЫ на Вопросы и задания по всеобщей истории к учебнику Мединского для 8 класса §26. Индия: утрата независимости. Код материалов: Всеобщая история Ответы к §26.
