Всеобщая история Ответы к §29

Читать онлайн: ОТВЕТЫ на Вопросы и задания по всеобщей истории 8 класс 29 гос. учебника 2025 / 2026 § 29. Африка во времена расцвета работорговли из учебника Мединского. Код материалов: Всеобщая история Ответы к §29.

Вернуться к Списку конспектов

Ответы к §29. Африка во времена расцвета работорговли

Вопросы по параграфу 29

Вопрос на странице 205: Используя при необходимости дополнительные источники, выясните, почему к началу XVIII в. христианство в Африке было распространено меньше, чем ислам.
Ответ. К началу XVIII века ислам в Африке был распространён шире христианства по нескольким причинам.
— Во-первых, ислам активно проникал в Африку через торговые пути Сахары и побережье Индийского океана с VII–VIII веков, а его гибкость позволяла сочетать местные традиции с нормами религии, что облегчало принятие народами Западной и Восточной Африки.
— Во-вторых, христианство было сосредоточено в основном в Эфиопии (где сохранилось с древности) и в прибрежных анклавах, созданных европейцами, но европейцы часто вели себя как захватчики, вызывая сопротивление, а их миссии ограничивались колониями и не шли вглубь континента.
— Кроме того, работорговля, связанная с европейцами, дискредитировала христианство в глазах многих африканцев, тогда как ислам распространялся мирными торговцами и проповедниками, интегрируясь в общество.

Вопрос на странице 206: Что изменилось в жизни государств Магриба в XVIII в. по сравнению с предыдущим, XVII в.?
Ответ: В XVIII веке страны Магриба перешли от пиратства к мирной торговле с европейскими государствами, поскольку стало очевидным превосходство европейцев на море. В Марокко, в отличие от других государств региона, правитель Мулай Исмаил поощрял торговлю и разрешал европейским купцам селиться в стране, обеспечивая безопасность караванных путей.

Вопрос на странице 207: Каковы основные черты развития Эфиопии в XVIII в.?
Ответ: Основными чертами развития Эфиопии в XVIII веке были ослабление власти императоров (негусов) и фактический распад страны на независимые области, сопровождавшийся междоусобными войнами и вторжениями кочевников. Центральная власть лишилась выхода к морю и доходов от него, а также запрещала европейцам находиться в стране, опасаясь влияния католицизма.

Вопрос на странице 207: Каковы причины быстрого роста Капской колонии?
Ответ: Число жителей Капской колонии быстро росло благодаря прибывавшим сюда выходцам из Нидерландов и Германии, а после 1685 года — гугенотам из Франции. Колонисты расширяли свои территории, вытесняя местных жителей с их земель.

Вопрос на странице 209: Как вы думаете, с чем связан такой большой успех издания?
Ответ: Успех автобиографии Олауды Эквиано был связан с тем, что это была история о том, как раб, несмотря на безвыходность своего положения, исполнил свою мечту и стал свободным. Она соперничала по популярности с «Робинзоном Крузо» и была переведена на несколько языков, включая русский.

Вопрос на странице 209: Как вы думаете, почему работорговля была официально запрещена именно в начале XIX в.?
Ответ: Работорговля была официально запрещена в начале XIX века, потому что Англия, крупнейший продавец и покупатель невольников, после потери американского рынка была заинтересована в закрытии этого рынка для других, а центр её колониальной политики сместился в Индию. Кроме того, в 1780-е годы возникло движение аболиционистов, которое вело моральную и политическую борьбу за отмену рабства и работорговли.

Вопрос на странице 210: Отсутствие каких географических объектов свидетельствует о плохом знании картографом внутренних районов континента?

Ответ: Отсутствие на картах истоков и течения крупнейших рек Африки (Нила, Нигера, Конго, Замбези), которые были известны лишь в нижнем течении, свидетельствует о плохом знании картографом внутренних районов континента.

Вопрос на странице 211: Почему с конца XVIII в. проникновение европейцев во внутренние районы Африки шло более быстрыми темпами, чем раньше?
Ответ: С конца XVIII века проникновение европейцев ускорилось, потому что крепло представление, что ресурсы Африки — это не только рабы, и что территории должны стать источниками сырья и рынками сбыта. Для изучения внутренних районов были созданы специальные организации, такие как британское Африканское общество, которое организовывало экспедиции для исследования крупных рек, служивших потенциальными путями вглубь континента.

 

Вопросы и задания на стр. 211

Вопрос 1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и ответьте на вопросы…

  • а) Какую роль в работорговле играли вожди и знать народов Африки? Какая деталь в облике продавца свидетельствует о заинтересованности в товарах, привозимых европейцами?

Ответ: Местные правители были активными участниками работорговли, так как для них это был важный источник доходов. Деталь, свидетельствующая об их заинтересованности в европейских товарах, в тексте не указана, но на иллюстрациях того времени это часто могли быть европейское оружие, одежда или алкоголь, которые были частью товарообмена.

  • б) Что в работорговле изменилось с приходом европейцев?

Ответ: С приходом европейцев масштабы работорговли резко возросли, достигнув максимума в XVII-XVIII веках, и она была включена в систему «треугольной торговли» между Европой, Африкой и Америкой.

  • в) Выскажите предположение, почему такая гравюра могла появиться именно во французском издании, причем именно в последние годы XVIII в.

Ответ: В последние годы XVIII века во Франции, как и в Англии и США, уже возникло движение аболиционистов, которое стремилось мобилизовать общественное мнение против рабства. Такая гравюра могла быть частью пропаганды, направленной на осуждение работорговли.

  • г) В какую систему атлантической торговли была включена африканская работорговля в XVII—XVIII вв.?

Ответ: Африканская работорговля была включена в систему «треугольной торговли»: из Европы в Африку везли товары (ткани, ружья, алкоголь), оттуда в Америку — рабов, а из Америки в Европу — колониальные товары.

Вопрос 2: Используя ресурсы Интернета, найдите информацию об острове Горе в Сенегале, на котором сохранились дома, где жили работорговцы, и помещения для содержания рабов. Как вы думаете, почему этот остров был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО? Почему людям важно помнить о том, что происходило на этом острове?
Ответ: Остров Горе был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как символ эксплуатации человека и «чёрной дыры» в истории человечества, связанной с работорговлей. Помнить о событиях на этом острове важно как о мемориале и напоминании о преступлениях против человечности, чтобы подобное не повторилось.

Вопрос 3. Почему даже после запрета работорговли её масштабы фактически остались прежними?
Ответ: Масштабы работорговли оставались прежними, потому что контрабандная торговля приносила огромные доходы, а попытки блокады (например, англичанами) оказались не слишком эффективными. Спрос на рабов на плантациях Америки по-прежнему был высок.


❓ Работаем с хронологией.
Расположите в хронологической последовательности события: 1) создание британского Африканского общества по изучению внутренних районов Африки; 2) закон о запрете работорговли в Великобритании; 3) смерть Мулая Исмаила; 4) основание Капской колонии голландцами.
Ответ: Правильная хронологическая последовательность:
4) основание Капской колонии голландцами (1652 г.),
3) смерть Мулая Исмаила (1727 г.),
1) создание британского Африканского общества по изучению внутренних районов Африки (1788 г.),
2) закон о запрете работорговли в Великобритании (1807 г.).

❓ Работаем с источником.

Прочитайте отрывок из дневника русского морского офицера Ю. Лисянского…

1. Какие из приведённых автором сведений говорят о стратегической важности города и его процветании?
Ответ: О стратегической важности говорят сведения о том, что город «весьма хорошо укреплён», имеет «до 5000 человек английского войска», а бухта «защищается знатными батареями». О процветании свидетельствует описание обилия фруктов, зелени и винограда, а также то, что «деньги разных наций в обращении».

2. Докажите фразой из дневника, что Кейптаун и его окрестности заселялись представителями разных европейских народов.
Ответ: На это прямо указывает фраза автора: «Поскольку место сие сделалось пристанищем общим, то деньги разных наций в обращении».

3. С каким общественным движением того времени перекликаются взгляды автора на обращение местных жителей в рабство?
Ответ: Его взгляды, где он называет историю охоты на людей «мерзкой», а самих африканцев — «несчастными», перекликаются с движением аболиционизма, которое морально осуждало рабство и работорговлю.

4. Используя дополнительные источники информации, выясните, чем впоследствии прославился автор дневника.
Ответ: Юрий Фёдорович Лисянский прославился как мореплаватель и командир шлюпа «Нева» в первой русской кругосветной экспедиции (1803–1806 гг.) под общим руководством Ивана Крузенштерна.


❓ Работаем с понятиями.
Объясните происхождение и смысл понятия «аболиционизм». Как вы думаете, почему это движение возникло именно в конце XVIII в., хотя рабство и работорговля существовали ещё за много столетий до этого?
Ответ: Аболиционизм (от лат. abolitio* — уничтожение, отмена) — это движение за отмену рабства и работорговли. Оно возникло в конце XVIII века, потому что в это время, с одной стороны, работорговля достигла чудовищных масштабов, а с другой — получили распространение идеи Просвещения о правах человека и свободе, что привело к моральному осуждению рабства.

 

Ответ на главный вопрос параграфа

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какие события в истории Африки XVIII — начала XIX в. были наиболее важными для развития континента и почему?
Ответ: Наиболее важными для развития Африки в этот период были два взаимосвязанных процесса. Во-первых, это пик и начало официального запрета трансатлантической работорговли, которая нанесла континенту колоссальные демографические и экономические потери, определив его отставание. Во-вторых, это активное проникновение европейцев и начало систематического изучения внутренних районов, что подготовило почву для будущей колонизации и передела континента в XIX веке.

 


Вы смотрели: ОТВЕТЫ на Вопросы и задания по всеобщей истории к учебнику Мединского для 8 класса §29. Африка во времена расцвета работорговли. Код материалов: Всеобщая история Ответы к §29.

Вернуться к Списку конспектов

Вас могут заинтересовать...

Комментарии

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.